Антиповедение, как способ достижения духовного просветления. В обществе бытует мнение, что духовно развитый человек обязательно обладает примерным поведением, и ни при каких обстоятельствах не совершает ничего, что выходит за нормы морали. Однако есть отдельная категория людей, для которых ритуальное антиповедение (не путать с деградацией, хотя иногда похоже) является духовной практикой. Примеры этому есть в разных традициях и верованиях, от язычества до христианства. Давай, дорогой читатель, поговорим об этом подробнее. Что же такое антиповедение в духовных практиках. «Антиповедение, т.е. обратное, перевернутое, опрокинутое поведение — иными словами, поведение наоборот, — исключительно характерно для культуры Древней Руси, как и вообще для иерархической средневековой культуры»1. Ритуальное антиповедение включает в себя отдельные поступки, либо определённую модель поведения вызывающие, как правило, в обществе острое осуждение, если эти действия не являются ритуально-мистериальными (мы поговорим обо всём). В том случае, когда анти поведение это постоянная модель поведения, адепт либо пытается показать окружающим их личные пороки, либо пытается показать единство и целостность мироздания, в котором есть место всему, ибо всё ЕДИНО. Либо преследует иные цели. Тем не менее, постоянно сталкиваясь с презрением общества, насмешками, унижениями, а порой и жестокостью адепт начинает отрицать земное существование в иллюзорном мире, а порой и попросту насмехаясь над ним, он в конечном итоге обретает свою ИСТИННУЮ САМОСТЬ. В другом случае, когда антиповедение является мистериальным действом, оно может быть напрямую связанно с Культом Предков. Это представление исключительно широко распространено, и есть основания полагать, что оно имеет универсальный характер. У разных народов бытует мнение, что на том свете всё наоборот. Правое там левое, а верх - низ, солнце движется в загробном мире с востока на запад, реки текут в обратном направлении, когда здесь день, там ночь, когда здесь зима, там лето и т. д… В мистериальном действии антиповедение может выражаться в том, что те или иные ритуальные действия выполняются в обратном направлении, в переворачивании предметов к верх ногами, в выворачивании одежды наизнанку, в надевании одежды противоположного пола и т.д. Совершенно так же антиповедение может проявляться и в говорении наоборот, говорении не своим голосом, в замене слов на их антонимы и т. д. Антиповедение может предполагать ритуальное воровство, ритуальное святотатство и т.д. Представление о перевернутости загробного мира нашло отражение в «Повести о Петре и Февронии», где Феврония говорит посланнику князя Петра: «Брат же мои идѣ через ноги в нави зрѣти». Необходимо иметь в виду, что поведение и самый облик Февронии в этой повести имеют отчетливо выраженный мифологический характер: она прядет пряжу, перед ней скачет заяц, наконец, она говорит загадками, которые имеют одновременно как эзотерическое, так и профаническое содержание. Антиповедение может присутствовать и в колдовстве, когда, например, действовали левой рукой, переворачивали предметы вверх дном, пятились назад, садились на лошадь задом наперед, выворачивали одежду наизнанку и т.д. Соответственно объясняется и ритуальное антиповедение, которое наблюдается в целом ряде обрядов, направленных на обеспечение благополучия, плодородия, в сельскохозяйственных и свадебных обрядах, ведь все они в основном языческого происхождения и, следовательно, также связаны с Культом Предков. Но в наше время их сакральный смысл уже не осознается, но сохраняется сама ритуалика, т.е. сохраняется сама функция действий при утрате их семантики. Если обычай и ритуал можно квалифицировать в качестве особых процедур, направленных на отвоевание у хаоса «зон порядка»2, то антиповедение представляет противоположную ориентацию — на хаотизацию действительности. Аналогично «обессмысливанию» (утрате исходной семантики), образующегося в процессе трансформации обычая в ритуал, антиповедение, проходя путь от сакрализованной до десакрализованной формы, приводит к повышению семиотического и структурного дисбаланса в системе культуры. Достигнувшее в своем развитии стадии десакрализации, оторванное от корней обычая, антиповедение максимально приближено к экспликации собственной сути3. Антиповедение всегда творится публично, рассчитано на об-щественный резонанс, внешнюю реакцию, в чем проявляется его ролевая (театрализованная) субстанциальность. Но во всех этих случаях, когда антиповедение проявляется как ритуал, например ряженный на Коляду, или скоморох преследующий свои цели, антиповедение является частью мистерии, но в остальное время данный человек ведёт себя абсолютно нормально и адекватно. Другой случай когда анти поведение – стабильное состояние адепта, например агхори живущий в Варанаси, или христианский юродивый, живущий где-нибудь в Подмосковье, эта тема уже требует более глубокого исследования. Безусловно найдутся читатели, которые скажут, что нельзя сравнивать Русское Язычество, индуизм, да ещё и христианство… Я и не пытаюсь их сравнивать. Антиповедение мне интересно, как само явление, явление достаточно древнее, как явление сумевшее получить отражение в различных традициях. Русь. Самый яркий пример антиповедения на Руси это, конечно же, ряженые. Традиция ряжения известна с глубокой древности и до наших дней. Ряженые надевают звериные личины, порой вообще нелепые костюмы, мужчина может рядиться в женский персонаж, а женщина – в мужской. Слова говорятся задом на перёд, заменяются антонимами, меняются голоса…такое перевёрнутое поведение связанно с культом предков, а сами ряженые символизируют выходцев с мира нави. Ряженые ходят по хатам, могут мазать хозяев сажей, обливать водой и делать что-то такое, что в вписывается в их обычное поведение… Но вот ритуал кончается - и ряженый возвращается к своей обычной жизни. Так же антиповедение вполне присуще скоморохам и шутам, (кто как не они способны показать и высмеять все пороки этого мира? Кому как не им дозволено смеяться даже над царём?) что имеет весьма древние языческие корни. В Киевской Руси скоморошество может в какой-то мере ассоциироваться с византийской придворной культурой и на этом этапе, видимо, еще достаточно отчетливо отличается от языческих игрищ. Тем более характерно, что в дальнейшем — с исчезновением язычества — борьба со скоморошеством ведется именно под знаком борьбы с язычеством, т. е. скоморошеству усваивается, в сущности, религиозный смысл. Таким образом, традиционное антиповедение скоморохов определяет восприятие их как носителей антихристианского начала, т. е. актуализацию связей со сферой сакрального. Другой пример антиповедения на Руси это юродивые. Основной принцип поведения юродивого разрушение системы личного бытия и создания своего антимира. Д.С Лихачёв трактует антимир, как противоположность нормальному миру, исходя из этой трактовки можно сказать, что юродивый своим антиповедением показывает все пороки мира реального. По определению же Лотмана - антимир являет собой первичный ХАУС, и тут тогда поведение юродивого мы можем уже рассматривать, как аскезу, и стремление к ИЗНАЧАЛЬНОСТИ. Юродивый нигде не служит, закон для него не писан и религия тоже. Он никогда не ходит в церковь и не соблюдает церковный установлений. Не соблюдает этикета, моральных норм. Он ведет себя, как непонимающий смысл мира этого, как иное существо. Юродивый нарушает все, что только возможно, он не пользуется дарами общества, он одиночка, он АСКЕТ. Своим поведением юродивый показывает то, что все созданное человеком не имеет никакого смысла. Древний Рим. Хочу также отметить римский праздник Луперкалии. Как описывает Плутарх, в этот день жрецы приносили в жертву коз и собак. С принесённых в жертву животных снимались шкуры и нарезались на длинные ремни. Оставшиеся части козлиной и собачьей кожи жрецы закрепляли на бедрах, в руки брали нарезанные лохматые куски, пропитанные священной кровью. Затем, бегая вокруг Палатинского холма, они хлестали подвернувшихся людей окровавленными полосками шкур. Данное ритуальное действо вполне можно рассматривать, как антиповедение. Другой ритуал древних римлян описывает участие в нём двух юношей, которым жрец наносил на лоб окровавленным кинжалом ритуальные знаки, после чего второй жрец быстро стирал эти знаки козлиной шкурой. После ритуала следовал пир, по завершению которого юноши должны были рассмеяться. Что нёс в себе этот ритуал до конца не понятно, возможно он описан не полностью, но я могу предположить, что в данном случае смех во время трапезы можно рассмотреть, как скоморошество, и антиповедение… Спарта. В качестве антиповедения вполне можно рассмотреть ежегодный обычай спартанцев публичного битья подростков (будущих воинов) перед храмом Артемиды. Священный для спартанцев ритуал помогал отсеивать более слабых, т.к. часть испытуемых умирала. Что-то похожее можно встретить и в наши дни у шиитов (направление ислама), когда сподвижники этого направления наносят сами себе по спине многочисленные удары различными острыми предметами, считая, что таким образом они очищаются от грехов. Также я приведу пример из Древней Руси. Рассмотрим один из видов телесного наказания, когда приговорённого хлестали плетьми на перевёрнутых санях. Как известно, что сани очень плотно связанны с погребальной обрядовостью, а в перевёрнутых санях можно наблюдать связь с потусторонним миром (перевёрнутость вещей с ног на голову, что присутствует в антиповедении). Антиповедение наказуемого, в данном случае не ритуальное, а деструктивное, и телесное наказание за него, именно таким способом - могут иметь плотную связь. Индия. Наиболее яркими представителями антиповедения являются агхори. Их презирают, боятся, но всё равно уважают. Их образ жизни и ритуалы могут повергнуть в шок любого несведущего человека. Живут агхори, как правило, на шмашанах (места кремаций). Стараются носить минимум одежды, либо не носить её вовсе. Агхори пытаются достичь цельного сознания за пределами влечения и отвращения, они стремятся стать подобными Луне и Солнцу, Ветру и Воде и Времени – всем тем вещам, которые дают и забирают жизнь всей материи во вселенной без различия на высокое и низкое, плохое и хорошее. Агхори пытаются войти в жилище Бога узким, темным путем по которому дано идти лишь немногим. Они употребляют в пищу, как чистое, так и нечистое, употребляют психотропные вещества, и человеческое мясо. Своим поведением они уподобляются Шиве, для которого всё едино. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что антиповедение, говоря научным языком, это форма намеренного и сознательного отклонения от общепринятой, предписываемой или рекомендуемой нормы поведения, творимая обязательно публично и рассчитанная на общественный резонанс, внешнюю реакцию. Но в тоже время это некое акстатическое состояние помогающее в определённых случаях добиваться своих ритуальных целей, имеющее корни в глубокой древности. Светозаръ Велесовъ 2022г. 1 Успенский Б.А. Избр. труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М„ 1994. — С. 320. 2 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации. 3 Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003.